Предупрежден значит вооружен. Какие ошибки допускает начинающий SMM-специалист?

Все мы допускаем ошибки, и это нормально. Я вот грешу -тся, -ться в правописании, хотя правило заучила до автоматизма. А еще у меня было много факапов, о которых я написала здесь.

Потому не воспринимайте эту статью как критику или камень в огород коллег. Это мои наблюдения, и если откинуть «Да что она о себе думает?!», можно найти пользу.

Кроме того, некоторые ошибки — достаточно спорные. Для кого-то — это «воу-воу-воу, что за фигня?!», для кого-то — «а что не так?». Я спорить не буду, но постараюсь максимально просто и коротко выразить мое мнение. Итак.

Начинать с подготовки постов, а не со стратегии

— Итак, завтра стартуем. С чего начнем?
— Напишу первые посты.

Типичный диалог бренда и SMMщика. Не верите? А зря. Мало того, что об этом мне часто рассказывают представители брендов, так и сама я слышала это от коллег.

Так вот я убеждена, что начинаться всё должно не с постов. С анализа аккаунта, знакомства с целевой аудиторией, составления и согласования стратегии, создания контент-плана.

Потому универсальный совет брендам — проверяйте нового SMMщика вопросом: «Ваши первые шаги в качестве нашего SMM-специалиста?» Ну а SMMщики, вы же запомнили «секретик», да?)

Копировать стиль и голос другого бренда

Берешь успешную страницу, хорошенько изучаешь ее — и «прикладываешь» на страницу своего бренда. Повторяешь манеру разговора с подписчиками, стиль и цвета фотографий, рубрики — и вуаля! Новая успешная страница рождена.

Было бы прекрасно, конечно, но нет. По такому принципу создать реально классную страницу и раскрутить её не получится. Но есть другой вариант.

Вы можете пересмотреть десятки разных аккаунтов в Instagram. И не только украинских/российских, но и европейских, азиатских, американских. Заграничные профили очень часто идут впереди по продвижению и предлагают такие варианты, которых у нас еще нет.

Посмотрите разные варианты, сохраните интересные и подходящие для бренда, а затем — добавьте свои идеи и видение. И вы получите что-то совершенно новое и уникальное.

Читайте также: Мама, я буду сммщиком: как начать

Накручивать подписчиков в Instagram

Самая-самая распространенная ошибка SMMщика, с которой потом приходится долго разбираться другому специалисту.

Накрутить подписчиков в Instagram просто. Вводим запрос в поиск, находим первое предложение — и вперед. Проблема в том, что накрученные подписчики становятся «мертвыми душами» в аккаунте бренда. Из-за них по алгоритмам соцсети ваши посты практически не выдаются, а значит дождаться подписчиков и продажи — невозможно.

Не накручивайте подписчиков. Даже не пробуйте. Знаю по себе, что чаще всего это просит сам заказчик, но его можно понять. Представитель бренда хочет опираться на конкретные показатели, по которым будут определяться успехи/неуспехи компании в Instagram. И число подписчиков кажется наиболее понятной цифрой.

Задача SMMщика пояснить алгоритмы Instagram и дать другие показатели, которые больше подходят для измерения результатов. Поверьте, любому человеку можно объяснить почему лайки и подписчики — не главное.

Измерять свои результаты исключительно лайками

И о лайках. Часто ими измеряют качество работы специалиста по соцсетям. И было бы прекрасно, если бы их можно было конвертировать в валюту и тратить в реальной жизни. Но нет, так нельзя. Более того, лайки не всегда = продажам.

В Facebook лайки можно «заслужить» только продвигая пост за деньги. То есть нужно потратить $, чтобы получить заветные сердечки.

Для примера, Oh my look — сервис аренды платье в Facebook имеет 52 тысячи подписчиков и в среднем — 50-60 лайков. При этом подписчики явно не накручены, контент качественный, а сервис рекламируют звезды шоу-бизнеса.

Другой пример — Good Wine, элитный магазин вин, продуктов и аксессуаров. У бренда 31 тысяча подписчиков, а количество лайков стартует от 25.

И дело не в брендах, они классные. Дело в алгоритмах Facebook. Соцсеть хочет зарабатывать, а потому просто не показывает посты пользователям бесплатно. Хочешь лайки и клики — плати.

Потому если вы ставите в KPI определенное количество лайков, будьте готовы покупать их. Иначе — вы берете показатель из воздуха.

Обещать бренду +100500 подписчиков в Instagram, не понимая, как их можно привести

Еще одна типичная ошибка SMMщика: пообещать привести 500/1000/2000 подписчиков, не понимая, как их «добыть». Конечно, можно опираться на прошлый опыт и по нему судить, сколько подписчиков принесет та или иная активность. Но каждый бренд индивидуален — разная продукция, фотографии, посты. И сложно будет дать такой же результат, но другому бренду.

Гарантировать конкретную цифру подписчиков может только тот специалист, который накручивает их. Потому я всегда говорю о других показателях — уровне вовлечения, кликах, продажах, но не о лайках или подписчиках. При этом я могу очертить бренду примерный объем прироста подписчиков — например, минимум +500 подписчиков в месяц. Но говоря это, я должна быть на все 100 уверена, что действительно дам такой результат.

Читайте также: Трудности перевода: что стоит и не стоит говорить SMMщику

Делать то, что хочет заказчик, а не то, что необходимо бренду

Здесь речь идет не о «непокорстве» руководителю, а о правильном подходе к работе. Действия SMM-специалиста должны опираться на знания, которые он использует в работе, или на гипотезы, которые он проверяет.

Если это конкретные знания. Например, что «мертвые души» в подписчиках — убивают охват. Бренд может сказать: «Я хочу +1000 подписчиков, любым путем приведи мне их». Специалист скрипя зубами идет — и покупает. Правильно?

В таком случае не стоит идти на уступки и делать так, как хочет руководитель, потому что «он же руководитель». Доказывайте свою точку зрения, показывайте конкретные примеры, апеллируйте фактами, а не «ну я же эксперт». Моя практика показывает, что 95% людей можно доказать правильность того или иного суждения, если давать рациональные доводы, а не эмоции.

Если речь идет о гипотезах. Например, давайте попробуем перейти на более светлые фотографии или как насчет привлечь больше лидеров мнений. Здесь стоит пробовать, переступая через свои «ну блин, я же лучше знаю, нам нужны фото в фиолетовых тонах». Возможно, гипотеза человека не из SMM будет верна, и вы получите результат. А может нет, и тогда можно будет забыть о таком продвижении.

Гипотезы я не проверяю только в том случае, если они построены на незнании. Например, «Даша, а давайте попробуем делать 2 поста в день, вдруг пойдет?» — это не гипотеза, это незнание алгоритмов Instagram.

Заниматься всем — и называть это SMM

Достаточно типичная ситуация, когда молодой SMMщик соглашается делать ВСЁ, что предлагает бренд, называя это SMM. Например, договариваться со СМИ о публикациях, организовывать ивенты и заодно настраивать рекламу в AdWords.

Конечно, круто если вы все это умеете делать и готовы предлагать такие услуги, но не называйте это SMM, пожалуйста. Иначе коллеги потом будут тратить очень много времени, чтобы пояснять брендам: «Нет, я не могу написать статью для Cosmopolitan» или «Нет, я не могу декорировать ваш салон под Хеллуин» и так далее.

Если хотите брать дополнительные функции, берите, но не называйте это SMM. И да, не забывайте просить за эту дополнительную оплату.

Читайте также: Тет-а-тет с SMMщиком: спрашивает бизнес

Создать страницы бренда во всевозможных соцсетях

Facebook и Instagram — есть. Vkontakte и Одноклассники — тоже. Еще нам нужно — Twitter, Pinterest, Google + (на всякий случай), LinkedIn, Tumblr. Ну и конечно, Youtube, ЖЖ и новенький Nimses подтянем.

Вот вам сейчас смешна моя ирония, но ведь она недалека от реальности. Мало того, что бренды часто хотят присутствовать в 5-6 соцсетях, так еще и SMMщики не спешат пояснять, почему это плохая идея.

Определитесь с площадками, где должен быть представлен бренд, исходя из целевой аудитории, задач и ресурсов. Лучше успешно развивать 1-2 канала, чем быть везде — но никем.

Долгий испытательный срок или работа без оплаты

Нет, это совершенно нормально, когда компания назначает тестовый период или испытательный срок. Все-таки бренду нужно убедиться, что специалист — толковый, и его слова о профессиональности — правда. Но всему есть разумные границы.

К примеру, двухнедельная стажировка без оплаты — ммм, может быть. Но она не должна подразумевать 6-8 часов работы в день в офисе. До 10 часов в неделю и удаленно — прекрасно.

Испытательный срок не должен сокращать вашу зарплату в два раза. Если вы претендуете на зарплату 6 тысяч гривен, например, получать за первый месяц 3 тысячи — это нечестно. Ведь вы будете выполнять тот же объем и с тем же качеством.

Конечно, все может меняться в зависимости от ситуации (например, у вас ноль опыта и вы идете научиться с желанием остаться работать — мейби), но если работодатель откровенно вас «использует»: не платить месяц-два или занижает оплату, нужно с этим что-то делать.

То, как работаю я: первый месяц — тестовый, за этот период мы с брендом смотрим друг на друга, на результаты работы — и по итогу месяца приходим к решению: продолжаем или нет сотрудничество. Оплата за первый месяц такая же, как и за последующие.

Что касается членов моей команды, я плачу им с первого дня работы в полном объеме. Тестовый период, на протяжении которого мы «притираемся» может длиться 1-2 недели, но не более месяца.


Ошибки — это, конечно, плохо. Но куда хуже ничего не делать, сидеть на месте и бояться. Я «за» эксперименты и движение вперед, даже, если будут допущены ошибки. Надеюсь, после прочтения статьи, их будет чуть меньше 😉 

Реклама