Пять историй, которые приключились со мной за годы работы в SMM. И да, мне все еще стыдно.

Соцсети создают образ идеального мира, в том числе, идеализируя людей и их работу. Я в SMM более трех лет, и хотя я считаю себя профессионалом, без факапов не обходилось, да и сейчас не обходится.

Потому, чтобы еще раз сказать о том, что ошибаться – это нормально, я подготовила эту статью с пятью абсолютно правдивыми историями о моих SMM-фейлах.

У историй нет цели задеть кого-либо, потому большинство имен и названий скрыты, а факты – не уточнены.

Злостный таргет

На заре своей карьеры, добралась я как-то до таргета. Руководитель бренда, в котором я тогда работала, попросил меня продвигать посты в Facebook с помощью таргетированной рекламы. Быстро показал мне, как это делать через Ads Manager, выделил 300 долларов в месяц бюджета – и попросил дальше разобраться самостоятельно.

Освоить таргет оказалось непросто. Мне – гуманитарию  до кончиков волос – вообще не давались все эти цифры. Но скрипя зубами я начала копаться, изучать и пробовать ставить первые посты.

Все шло хорошо, и я даже слегка вошла во вкус. Пока однажды, в субботу вечером, не решила открыть статистику и не проверить – как там у нас дела.

Дела шли прекрасно, на одном из последних постов – сотни лайков, а кликов! Класс, я молодец.

Но через время аномальная активность меня таки насторожила, и я заглянула в статистику еще раз. Оказалось, за день было потрачено уже более 150 долларов! Я остановила кампанию, но Facebook разогнавшись уже не мог так быстро остановиться. В итоге в течение еще нескольких часов из бюджета ушло еще порядка 50 долларов.

Как я выяснила позже, во время настройки бюджета и срока действий группы объявлений, я переключалась между «Дневной бюджет» и «Бюджет на весь срок действия» — и не увидела, что Facebook автоматом исправляет цифру и ставит 350 долларов на весь срок.

200 долларов за день на таргет – мой факап, который, слава богу, простил руководитель компании. Все-таки деньги пошли на дело, а я – новичок-экспериментатор, уж очень искренне извинялась.

Многоуважаемые читатели

Когда я ушла на фриланс, один из первых проектов, с которым я стала работать, были обучающие курсы для женщин. Владелица была приятной и дружелюбной, ей нравилась моя стратегия и планы. А гонорар – полностью соответствовал моим ожиданиям.

Мы долго готовились ко старту сотрудничества, потому, когда нужно было публиковать первые посты, я была уже во всеоружии. Публикации подготовила по всем канонам соцсетей – простой слог, много конкретики, никакой воды и излишней мимишности. Высылаю руководителю. И вот такой ответ получаю:

«Даша, я в шоке. Я полагалась на ваш профессионализм, и даже не стала проверять ваши письменные таланты. Но эти тексты… Вы вообще не понимаете нашу аудиторию и пишите не понятно для кого. Где красота текста? Такое ощущение, что эти посты написал школьник».

Цитаты чуть сокращена, но передана практически дословно. Сказать, что я была в шоке – не сказать ничего.

Я, SMMщик с опытом, классными кейсами за спиной, да еще и немаленьким журналистским опытом – и погорела на текстах?!

Я вдохнула-выдохнула, и решила уточнить, что же все-таки не так и какие тексты хочет видеть заказчик. Вот пример поста, который мне выслали.

«Многоуважаемые читатели нашей страницы! Мы рады приветствовать вас в нашем Facebook-мире, который, без сомнения, окружит вас теплом, миром и счастьем. Мы создали эту страницу, чтобы в вашей жизни появилась гармония, которая ведет к личностному и семейному благополучию.

На нашей странице вы найдете все, чего только может пожелать душа прекрасной женщины – советы о красоте, цитаты известных женщин, рецепты уникальных блюд, оригинальные советы по домашнему мастерству и не только.

Кроме того, важно подчеркнуть, что на этой странице вы будете видеть анонсы информативно-развлекательных мероприятий, которые призваны воплотить в реальность все ваши мечты — о счастье, о семейном благополучие, о красоте, об отношениях.

Как говорила фантастичная Мерлин Монро…»

К посту также прилагалась фотография Мерлин, которая таинственно улыбалась и вглядывалась в мои глаза: «Ну что, Дашка, съела?»

… Мы проработали еще неделю. Я не теряла надежду донести о важности писать другие посты. Давать простую и понятную информацию. Давать имиджевые публикации о бренде. Сделать свою фотосессию.

Не смогла. Этот провал еще долго вызывал у меня мысли: «А может я правда не очень пишу?..»

Читайте также: Трудности перевода: что стоит и не стоит говорить SMMщику

1000 человек в Excel-файл за полчасика

Как-то для одного бренда вместе с моей SMM-командой мы проводили розыгрыш в Facebook. Пост набрал более 1000 участников, разыграть приз обещали с помощью random. Вот только раньше в розыгрышах участвовало 300-400 человек, потому скопировать весь список, вручную отформатировать – и запустить в random у меня занимало до получаса.

«Девчонки, да соберите участников в файл. Это максимум 15-30 минут, а я разыграю», — говорю я. До окончания рабочего дня остается час, позже – офис закрывается и возможности остаться и доделать нет.

Когда же мы кинулись «выкачивать» всех участников в файл, поняли, что нужно обработать такой массив информации, что голова кругом. Кроме того, нужно воспользоваться формулами Excel для очищения.

Скажу сразу: из нас троих ни одна нормально не владела Excel.

Понятно, за час в офисе мы ничего не успели. Переместились в кафе. Все три компа периодически подвисали. Google не помогал. Голова трещала (ах да, я же не сказала, что это пятница).

Длился весь этот ужас больше трех часов – вместе с розыгрышем и выбором не ботов и не призоловов.

Сама по себе эта ситуация – фейл, ведь можно было в условиях попросить оставить в комментариях порядковый номер, например. Тогда подведение итогов и правда заняло бы полчаса.

Читайте также: За что и сколько платить SMM-специалисту

Но абсурдность еще и в том, что мой муж – хорош в Excel. Я не хотела его дергать, потому не стала обращаться за помощью. Когда все-таки я ему сказала, что у нас беда-беда, он сделал нужный нам файл за 15 минут. Правда, тогда мы уже закончили свой и приступили к розыгрышу.

«Черная полоса» лидеров мнений 

С лидерами мнений я работаю много и охотно. Мне нравится общаться, договариваться о сотрудничестве и ждать отзыв. Потому с трендсеттерами историй много. Но самая жесткая, пожалуй, случалась однажды.

Я сотрудничала с брендом, который никогда до меня не привлекал трендсеттеров. Мы взяли тестовый месяц, чтобы присмотреться друг к другу и понять – сработаемся или нет.

Обычно, когда я начинаю работать с той или иной компанией, всегда на себе проверяю качество товаров и услуг. И этот проект не стал исключением. Я решила, что все отлично – и можно писать самым-самым.

На удивление, согласились очень многие сделать пост за бартер (то есть без гонорара). Причем подарок был более, чем скромный.

Да кто же знал, что 8 из 10 лидеров мнений получат «бракованные» подарки? Директ разрывался от негодования и угроз, я – слегка паниковала и пыталась разобраться с представителем компании, ну а бренд – просто пожимал плечами и говорил: «Ну, у всех бывает».

Потушить пожар удалось, но не сразу. Слава богу, мы сотрудничали всего месяц.

Автоматический постинг

Около года назад я начала работать с брендом, с которым мы не сошлись с первых же дней. У нас были разные взгляды на продвижение, разные правила ведения бизнеса, даже разный ритм жизни. В общем – как мы вообще решили начать работать я не знаю.

Но тестовый месяц был запущен, и я решила довести его до конца. Работать нам было сложно, мы изматывали друг друга, и я думаю, обе стороны выдохнули, когда все закончилось.

Читайте также: Чек-лист: как продвигать бизнес в Instagram

Остается пара дней до завершения месяца. Я уехала в Запорожье, в гости к родителям, и решила зайти к окулисту. Дело в том, что я всю жизнь страдаю проблемами со зрением и плановый осмотр мне очень был нужен.

Так вот сижу я под кабинетом, мне закапали глаза чем-то для расширения зрачков (ничего противного, просто я почти ничего не вижу, все размывается). Сидеть еще минут 20. И тут – звонок.

«Даша, что это такое? У нас на странице вышел пост какого-то другого бренда? Что за фигня?»

Я извиняюсь и говорю, что сейчас быстро уберу. Черт, быстро уберу. Я ничего не вижу – потому, когда, включая телефон, нахожу Instagram просто интуитивно. Окей, есть, включила. И тут, я понимаю, что у нас же в Запорожье еще нет 3G, Wi-Fi в больнице тоже нет…

Я в панике пишу SMS мужу – с паролем или логином, чтобы он зашел и удалил. Он не отвечает. Нервы бренда, конечно, сдали — и ребята сами удалили пост.

Как так подвел меня SMMplanner – я не знаю. Это был единственный раз за год. Но кажется, они до сих пор думаю, что это я специально решила напоследок накосячить.


В какой работе без фейлов? Главное сделать правильный вывод и вспомнить его, когда ситуация попробует повториться 😂

