Абсолютно субъективно о том, как начать работать в соцсетях.

“Ты же журналист, сможешь текстики мне в Instagram писать?”. Примерно с такого вопроса у меня, дипломированного журналиста с пятилетнем стажем в редакциях, началась карьера в SMM.

Скажу честно, когда я писала “текстики”, я особенно не заморачивалась. Я просто делала то, что хорошо умею. Первые полгода я не читала профильную литературу, не следила за новостями из мира соцсетей и не общалась с коллегами. Я варилась в ежедневной практике и экспериментах. Это мой опыт, который я бы не променяла ни на что.

Но если вы решили освоить SMM (потому что перспективно, популярно или просто нравится), и не знаете, с чего же начать, возможно, вам пригодятся мои рекомендации. Пишу без претензий на универсальность или объективность.

Почему SMM?

Просто сядьте и честно ответьте себе на этот простой вопрос. Почему SMM? Вы правда хотите стать специалистом? Или только присматриваетесь к сфере? Или может на вас повлияло чье-то мнение? Ответьте себе на этот вопрос, чтобы не было грустно о зря потраченных силах, деньгах и времени.

“Меню” соцсетей

Мир соцсетей не ограничивается Facebook и Instagram. Есть другие сети, которые вам могут быть интересны для осваивания.

Например, Vkontakte – отличная платформа, если бизнес находится на юго-востоке Украины или ориентирован на продажи в странах СНГ. “Одноклассники” – почему бы и нет, если целевая аудитория – 35 и старше.

Мир действительно не замыкается только на парочке соцсетей. Вы можете освоить базовые, а дальше специализироваться на одной или нескольких. Ведь для разных целей – нужны разные соцсети. А порой (что не есть хорошо, конечно) компании хотят присутствовать везде, и вы не всегда можете отговорить их.

Кстати, если вдруг вы станете экспертом Pinterest, пожалуйста, напишите мне, буду требовать кофе и долгие беседы 🙂

Я, к примеру, работаю в основном в Facebook и Instagram. Это те соцсети, которые мне импонируют (хотя, конечно, все знают, что моя страсть – Instagram). Вместе с тем, я неплохо разбираюсь в Vkontakte, знаю основы раскрутки в Youtube, Pinterest, Google+ и “Одноклассники”. Планирую изучить LinkedIn и Twitter, и буду постоянно осваивать новые площадки.

Создайте личные профили

В тех соцсетях, где вы планируете работать. Или во всех, чтобы попробовать функционал каждой сети. Только на практике вы сможете опробовать теоретические знания и разобраться в особенностях каждой площадки.

Читайте также: Эксперимент: как продвигать личный бренд в Instagram

И да, я искренне не понимаю, когда SMM-специалист совершенно не занимается своим аккаунтом хотя бы в одной сети. Это как “сапожник без сапог”. Ваши аккаунты – еще одна платформа для экспериментов. Ну и они помогают вам формировать и поддерживать свой имидж.

Самообразование

SMM еще не учат в университетах, а толковых курсов – раз-два и обчелся. Потому если вы хотите освоить продвижение в соцсетях, уделите время самообразованию.

Тут Америку я вам не открою. Есть такие варианты:

  • Книги
  • Видео-уроки
  • Онлайн-курсы
  • “Живые” курсы/школы/мастер-классы
  • Профильные сайты/паблики/группы

meet-susanna-howe-01


Выбирайте на свой вкус. А еще лучше – комбинируйте. Я постоянно посещаю мастер-классы экспертов из разных сфер, ходила на пару курсов, смотрю вебинары. Каждую неделю прочитываю хотя бы одну профильную книгу (копирайтинг, маркетинг, реклама, пиар – все откуда можно черпать знания), ну и ежедневно читаю сайты для интернет-маркетологов.

Вам может понравиться: Что читать по SMM

Особенно ценно, если вы будете искать информацию на зарубежных сайтах. Америка, Европа, да и Россия тоже, идут впереди нас по SMM. Черпать вдохновение и идеи – неплохой вариант для развития.

Общайтесь с экспертами

“Доступ к телу” специалистов особенно возможен на различных мероприятиях. Например, на “Свободной школе” после выступления лектора можно увидеть, как толпа студентов окружают его и еще долго “пытает” вопросами. И это классно. Ведь можно пообщаться с людьми, которые достигли успеха в своей сфере, и получить нужный совет.

Такое общение возможно не только на “Свободной школе”, конечно. После каждого мастер-класса вы можете пообщаться с лектором.

Еще один вариант: написать специалисту. Найти почту или профиль в соцстеях, познакомиться и искренне попросить совет. Конечно, не факт, что ответит. Время сейчас – драгоценная валюта. Ну а вдруг?

От эксперта можно получить дозу вдохновение, а порой и совет, который перевернет все.

Практика

Да, она, родимая. Самый важный элемент вашего становления, как специалиста. С него – я начала, пропустив все предыдущие этапы. И без него невозможен дальнейший рост.

Но как практиковаться, если опыта ноль?

  • Создайте фейковый аккаунт и раскручивайте его
  • Напишите знакомым и предложите заняться их соцсетями за минимальную оплату
  • Найдите аккаунты, которым явно нужна помощь в соцсетях, и предложите свои услуги за небольшой гонорар
  • Пойдите стажером к специалисту

Выбирайте любой вариант – и вперед. Если есть знакомые – напишите, не постесняйтесь предложить свои услуги. Если есть бренды, за которыми вы следите и знаете, что сможете вести их профили лучше – напишите, только с конкретным предложением. Ну а если сомневаетесь в себе – идите на стажировку к специалисту или создайте “как бы” аккаунт бренда, на котором вы будете тренироваться.

Есть еще вариант. Попробуйте учиться писать, работая на бирже копирайтинга. Да, не самый приятный вариант, ведь писать придется много, а получать “копеечку”. Но для старта – достойный вариант. Из бирж обратите внимание на UpWork (нужно знать английский), Advego или Freelancer.

Главное – не копите теорию. Используйте ее.

Можно сколько угодно цитировать фразочки экспертов и правила из популярной книги, но при этом с трудом соединять слова в предложения. Вот это беда, товарищи.

Вместо P.S.

Только не бойтесь и не переживай. Проколы и неудачи бывают у всех и у вас тоже будут. Вот представьте, когда я впервые настраивала рекламу Facebook, нехило так тупанула и поставила бюджет 350 долларов на 3 дня. Конечно, курс был не 27, но все же 🙂

Или был случай, когда программа, где я настраивала посты для Instagram, опубликовала пост в аккаунте другого бренда. Фейл. Ну или когда я написала двум лидерам мнений одно и то же сообщение, а они оказались подругами и как раз вместе пили кофе. Я до сих пор храню их язвительное селфи.

Шишки – всего лишь шишки. Они пройдут, но знания – останутся.

Ошибки не допускает лишь тот, кто: а) ничего не делает б) делает, но слишком мало в) хорошо умеет скрывать свои проколы.

Так что запомните (пускай это даже будет единственный полезный совет для вас со всей статьи): чтобы не случилось – двигайтесь вперед.


Хотите узнать больше об SMM, читайте другие мои материалы. Например: