Всё, что бизнес хочет узнать у специалистов по соцсетям. 

SMM сейчас очень популярен. Началось все с первопроходцев, которые получили результаты от продвижения в соцсетях и стали щедро делиться знаниями с коллегами по бизнесу. Теперь почти каждая компания хочет как минимум присутствовать в соцсетях, но лучше — получать колоссальный результат с их помощью.

Но SMM — не твой конек, ты захочешь обратиться к специалисту, который сможет тебе помочь развивать бизнес в этом направлении. И вот в эту минуту возникает 100500 вопросов о том, где его найти, сколько платить, как контролировать, как не потерять…

Спрашивать Google? К сожалению, даже он знает не все.

Поэтому я попросила шестерых специалистов в сфере SMM (и, конечно, сама присоединилась к обсуждению) ответить на вопросы, которые чаще всего задает бизнес. Не забывайте, что это МНЕНИЯ, потому текст априори субъективный.

Отвечают:

%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%8f-%d0%b2%d1%81%d0%b5

Поиск сотрудника

1

Как найти хорошего SMMщика?

Даша Андреева. Помните песню «На 10 девчонок по статистике 9 ребят». Вот с смм ситуация примерно такая же, только, наверное, на 10 проектов — 5 сммщиков. Но выход есть всегда.

Попробуйте разные каналы. Разместить объявления на Work.ua или HH.ua, посты в группах в соцсетях по поиску работы,  а также в профильных сообществах, где сидят сммщики. Поспрашивайте у знакомых предпринимателей, где они нашли специалиста и не могут ли порекомендовать его вам. И, конечно, всему голова Facebook — на ваш пост вполне может откликнуться ВАШ сотрудник.

Марина Батуринец. Мне каждый день задают этот вопрос. И он пока, увы, риторический. И это при том, что у меня школа Bazilik и за год мы выпустили 9 групп. Очень многие приходят уже от существующих бизнесов и далее не ищут работу. Кто-то учится смм, но по факту — сами владеют бизнесом, и эти знания получают для себя, а не для работы на других.

Те ребята, которые работают в этой сфере хотя бы пару лет — у них, на самом деле, нет проблем с поиском клиентов, поэтому тут пока история такая: сммщики могут выбирать с кем им работать, а с кем нет. И тогда уже начинается история «а сколько платить» и «что контролировать».

 

2

Как убедиться на собеседовании, что сммщик – классный,
а не просто может себя продать?

Даша Андреева. Доверяй — но проверяй. Если сммщик говорит, что сотрудничал с таким-то брендом и сделал для него то-то, обязательно проверьте это. Напишите владельцу компании и спросите — правда, работал, делал? Я часто сталкиваюсь с тем, что сммщик присваивает себе достижения той или иной команды, при этом он мог работать там месяц или вовсе стажироваться.

Просите все слова подкреплять примерами. Говорит, что хорошо работает аккаунт, выдержанный в едином стиле? Окей, покажи пример. Убеждает, что стоит ставить 100500 хештегов? Ладно, объясни зачем и покажи как это работает, можно на примере других.

И не стесняйтесь давать тестовое задание или договариваться об испытательном сроке. На мой взгляд, это совершенно нормально, даже для опытного специалиста. Потому что уже через месяц будет понятно, подтверждены ли его слова действиями, или он просто закончил курсы закручивания лапши на уши.

3

Для бизнеса лучше брать сотрудника в штат или на фрилансе?

Таня Шкарбан. Это зависит от задач и масштабов бизнеса. Если речь идет о крупной компании или проекте, где smm – один из основных каналов коммуникаций, конечно, лучше брать сотрудника в штат. Однако это не означает, что его надо «заточить» в офисе с 9 до 18.

Во-первых, как показывает практика, сммщик более продуктивен дома или в другой комфортной для него атмосфере. А во-вторых, его работа не заканчивается в 18:00. Не стоит забывать, что делать публикации или отвечать на комменты приходится иногда до часу ночи, а то и позже.

Для малого же бизнеса отличным вариантом станет привлечение фрилансера, но обеим сторонам стоит заранее обсудить контент-план, периодику апдейтов и отчетов, график работы и т.п. Тогда это сотрудничество будет взаимокомфортным.

Даша Андреева. Я работала и в офисе, и на фрилансе. И могу сказать, что оба варианта имеют право на жизнь.

Сотрудник на фрилансе попросит меньше гонорар, поскольку сможет совмещать ведение нескольких проектов. Зато специалист в офисе сможет полностью погрузиться в ваш проект. Хотя, если честно, сейчас сммщики предпочитают быть «свободными художниками» или только время от времени показываться в офисе.

4

Стоит ли брать сммщика, у которого нет опыта в твоей сфере?
К примеру, он работал с косметическим брендом, а у тебя – кафе.

Андрей Гирчук. Я бы не стал, но если есть время и ресурсы на обучение и освоение ниши, можно попробовать. Даже если нет опыта, но есть интерес, это уже хорошо, всегда можно научить.

Кристина Май. Если сммщик не насильно откликнулся на вашу работу — то, вероятно, он понимает, что может разобраться. Разница между сммщиком, работающим в вашей сфере и сммщиком, не работающим в вашей сфере, в том, что второй потратит перед встречей больше времени на изучение вашего бизнеса, рынка, конкурентов и их пребывания в социальных медиа.

 

5

Нет бюджета.
Взять сммщика за 2000 грн или вести соцсеть самому?

Аня Ларичева. Конечно вести самому, ведь вы это будете делать с душой, а сммщик — закатывая глаза. Вам оно надо?)

Даша Андреева. Если сммщик за такую сумму возьмется за все-все-все, будет беда. А вот если вы передадите ему одну определенную задачу (например, тексты или фото), можно пробовать. Все с чего-то начинали.

6

Кого нанимать – интернет-маркетолога, сммщика или digital-специалиста?
В чем разница? И какому бренду кто нужен?

Настя Павлишина. Интернет-маркетолог и digital-специалист, как по мне, это те же яйца, только в профиль. Раньше считалось, что они нужны только онлайн-компаниям. Сейчас разбираться в основах нужно всем, потому что покрытие интернетом аудитории любого бизнеса — колоссальное.

Для небольшого бизнеса здорово, если владелец прокачивает себя в интернет-маркетинге и старается разобраться самостоятельно перед тем, как нанять специалиста. Тогда им проще найти общий язык и ставить цели, реалистичные для обоих.

SMM рассматриваю скорее как одну из функций digital-маркетинга, которая может выделяться в отдельного человека/подотдел при необходимости.

Финансовый вопрос

7

Как определить, сколько платить сммщику?

Даша Андреева. Этот вопрос бьет все рекорды по частоте задавания, правда. Поэтому я посвятила ему целую статью, которую можно прочитать по ссылке.

Если коротко: определите цель работы в соцсетях, обязанности сммщика, возможный бюджет. Выслушайте мнение сммщиков и коллег по бизнесу. Это поможет вам сформировать цену.

В среднем на рынке Украины сммщик сейчас получает 5-6 тысяч гривен. Стартует гонорар от мизерных 2-3 тысяч и может достигать 1000-1500 долларов.

8

Может ли сммщик работать за % от продаж?

Андрей Гирчук. В принципе может, но на сколько его хватит, это другой вопрос. Не стоит рассматривать SMM — только как инструмент для продаж, хотя для отдельных сегментов бизнеса это может быть весьма эффективно. Процент от продаж может быть как дополнительная мотивация, но никак не основной источник дохода специалиста.

Даша Андреева. Отследить продажи через соцсети — можно, но сложно. Потому со 100%-ной уверенностью говорить, что «ведение Instagram в этом месяце принесло 5 продаж» нельзя. Пользователь мог увидеть пост в соцсети, а через время — найти через поисковик бренд и заказать. Чья продажа?

К тому же ведение соцсетей также работает на формирование имиджа, запуск сарафанного радио и повышение лояльности клиентов.

9

Сммщик просит привязать зарплату к курсу доллара, это нормально?

Настя Павлишина. Думаю, логичной (ситуативный синоним — нормальной) будет привязка к тому, с каким рынком SMM-менеджер имеет дело и откуда основной доход компании. Работая на внешний рынок в англоязычной среде, привязываться к доллару/зарубежным тарифам имеет смысл, потому что особая специфика работы.

В других случаях стоит оговаривать причины привязки. Думаю, это тенденция из сферы IT, в Украине много аутсорсинговых компаний с долларовыми зарплатами и это стало популярным. Похоже, digital-сфера поглядывает и частично перенимает. Для сравнения в России аутсорс не так распространен и там IT/Digital сферы куда чаще привязаны к рублю.

10

Сммщик просит аванс, это нормально?

Аня Ларичева. Я не знаю насколько распространена такая практика, но это очень тупо. Если вы не доверяете работодателю, зачем начинать с ним сотрудничество?

Даша Андреева. Я считаю, что аванс — это нормально. Потому что, к сожалению, встречаются ненадежные работодатели, которые через месяц работы находят причину, почему не нужно выплатить зарплату сммщику. Аванс — моя страховка при работе с новым заказчиком.

Таня Шкарбан. Я сторонник того, что платить следует только за выполненную работу, предварительно согласовав задачи и ожидаемый результат. Ведь если результаты не соответствуют ожиданиям, значит, либо неправильно были даны вводные изначально, либо перед вами – не профи, который умеет быстро реагировать и вносить соответсвующие корректировки в рекламную кампанию или контент-план. Ищите другого.

Но оплатить уже проделанную работу стоит, ведь за вами стоит имидж компании на рынке. Иногда аванс путают со средствами, которые закладываются на запуск РК в соцсетях. В таком случае сммщик, не должен покрывать расходы компании за свой счет.   

Механика сотрудничества

12

Старт работы.
Какую информацию должна предоставить компания сммщику,
чтобы он мог продуктивно начать работать?

Настя Павлишина. Такую же, как и любому менеджеру, от которого ожидают осмысленной работы. Знакомство с бизнесом, его процессами и спецификой, общей стратегией, краткосрочными и долгосрочными целями. А дальше идет обсуждение того, каким образом в это встроить соцмедиа и зачем. Ключевое — зачем. И бизнес должен знать ответ.

Опытный специалист эти вопросы задаст сам до начала работы, при необходимости поможет с формулировкой “зачем”. Но я еще не слышала историй о том, чтобы при найме молодой сммщик честно сказал “я здесь не нужен”. Обычно это планы покорения мира на собеседовании и потом тоскливая реальность аккаунтов, в которых не помогает постить котиков.

13

Как часто сммщик должен «отчитываться» о проделанной работе
перед представителем бренда? Что должно быть в таком отчете?

Настя Павлишина. Думаю, это плавающая часть и зависит от целей + удобства сторон. Я начинала работу над соцсетями для myBOOKmark с еженедельных встреч с основательницей компании Леной. Мне формат недельных спринтов понравился, плюс фактор живой встречи очень бодрит работающего на удаленке. Ты всегда в тонусе и нет чувства изоляции от бизнеса.

Круто неделю реализовывать, погрузившись в процесс, а потом при встрече обоюдно рефлексировать, обсуждать новые идеи, определять цели следующей недели. Отчет для наглядности отправлялся эл.почтой в свободной форме: описание проведенных активностей, анализ результатов, положение дел с блогерами и representatives.

14

Как владельцу бизнеса контролировать сммщика, чтобы он его «не надул»?
Есть ли «рычаги» давления и контроля?

Марина Батуринец. Как по мне, если вы работаете со специалистом — говорить про «рычаги давления» излишне. Для того, чтобы начать работать с человеком и понять его уровень — достаточно знакомства и его опыта.

В свою очередь смм-менеджер должен задавать  все интересующие вопросы по вашему бизнесу и прописать вашу стратегию бизнеса, где будет расписаны все глобальные шаги + план действий.

Если вы с ним согласны — то дайте хотя бы месяц на его исполнение. И по первому отчету уже будет виден результат. Контролировать тексты, фото, рекламные бюджеты имеет смысл только в том случае, если вы бОльший эксперт, чем человек, которого вы берете на работу.

15

Владельцу бизнеса лучше вникать во все процессы или
довериться сммщику, проверяя результаты в конце месяца?

Андрей Гирчук. Вникать нужно в любом случае и не только вникать, но и понимать как работают СММ-инструменты, иначе это могут быть впустую потраченные деньги.

Кристина Май. Владельцу бизнеса важно вникнуть в стратегию, которую сммщик обязан презентовать еще до начала работы. На этом же этапе, разумеется, необходимо утвердить цели, инструменты и результаты на зафиксированных этапах.

Маленький лайфхак — пусть сммщик после встречи пропишет все, на чем вы сошлись и отправит вам на почту, оно у вас будет и вы будете знать, чего ждать и как оценивать его работу.

Соответственно, выбрав такую методику, второй раз вам необходимо будет вникнуть только в конце месяца — запросить результаты работы и оценить их исходя из того, что вам пообещали. Если уделить этому должное внимание в начале — нет необходимости контролировать работу все время.

 Обязанности смм-специалиста

16

Что входит в обязанности сммщика? Среднее по палате.

Марина Батуринец. Вообще, я за универсальность. Без стратегии и дальнейшего плана вашей работы — вы никак не сдвинетесь. Поэтому стратегия — это раз. Второе — копирайтинг. Без него никак и никуда. Вместе вы должны определить tone of voice, а уже сама подача — за сммщиком.

Визуальный контент — фото, видео, которые будут видеть ваши пользователи. В идеале, когда смм может закрывать мобильной фотографией часть работы. Но он так же должен понимать, как брифовать того или иного работника, чтобы по итогу получить нужный ему контент для соцсетей. Такой же бриф касается и взаимодействия смм с дизайнерами, если ваш бизнес предполагает привлечения и таких специалистов.

Почему смм брифует этих людей, а не владелец бизнеса? Красивая визуализация — это уже 50% успеха вашей компании. Я лично не хочу быть ответственной за то, что мне «приносят» и готова брать на себя ответственность на всех этапах. Плюс очень важно сохранять один визуальный стиль бренда и за это тоже должен отвечать ваш смм.

Ну и реклама, таргетинг. Если ваш сммщик понимает целевую аудиторию бренда (а он должен ее понимать, если пишет для нее тексты и создает контент), то и правильно запускать рекламу с правильным таргетингом — его задача. Ну и отчеты, ежемесячные.

17

Что может делать сммщик с такой зарплатой в месяц:
2 тыс. грн, 5 тыс. грн и 10 тыс. грн?

Андрей Гирчук. Я СММ делю на три части. Первая, это контент-маркетинг, сюда входит составление контент-планов, написание текстов и размещение публикаций.

Вторая — это продвижение. Сюда можно отнести: настройку рекламных кампаний, разработку конкурсных механик, работу с лидерами мнений и все что может генерировать трафик на сайт, привлекать новых подписчиков, повышать вовлечение и охват. Третья больше относится к работе с репутацией и лояльностью. Это ответы на отзывы и комментарии. Можно сказать, что для этого всего нужны отдельные специалисты (возможно где-то за бугром так и есть), но малый и средний бизнес чаще всего ищет «универсального солдата».

Так вот за 2 тыс. грн можно найти контент-менеджера, который удаленно может создавать 1-2 публикации в день для одного проекта. За 5 тыс. грн можно взять специалиста на удаленке, который может делать все под один проект.

За 10 тыс. грн. можно взять специалиста в штат, он может делать все тоже самое, что и специалист за 5 тыс. грн на удаленке, но владельцам бизнеса нужно будет доплачивать еще 5 тыс. грн, за то что он сидит в офисе и может держать руку на пульсе всех актуальных событий.

18

Что сммщик как бы не должен делать, но бизнес просит/заставляет?

Аня Ларичева. Фрилансеру это не особо грозит, а вот сммщику в офисе иногда приходится делать разное. Но это человеческий фактор, хочешь помочь команде помогаешь, не хочешь — так и скажи. В том, чтобы обозначить границы своих обязанностей нет ничего страшного.

Таня Шкарбан. Каждый должен делать то, что у него получается лучше всего. Поэтому важно создать команду, в которой профессионалы работают каждый над своей задачей на достижение общего результата. Иными словами, копирайтер – пишет тексты, фотограф – делает качественные фото, а дизайнер – картинки.

Часто бизнес рассчитывает на то, что сммщик будет делать все вышеперечисленное, плюс еще непосредственно свою работу (стратегия, контент-план, таргетинговая реклама, аналитика и т.д.). Но это – никак не моя ситуация: у нас в компании четко распределены задачи внутри команды.

Результат работы сммщика

19
По каким показателям оценить результат работы сммщика?

Марина Батуринец. Все это решается на начальном этапе сотрудничества. «Социальные сети не продают» — глупость, которую уже развеяли сотни раз.

Другой вопрос, если ваш бизнес и так хорошо себя чувствует и выход в соцсети вам больше нужен для массовой популиризации, нежели для продаж (тут скорее про глобальные компании) или у вас очень специфический бизнес — тогда задача смм-менеджера будет заключаться в одном из сегментов: получения контактов потенциального клиента, перевод его уже в ваш колл-центр или на сайт.

Лайки и репосты — абсолютно ничего не значат. Любой эксперт может часами вам говорить про алгоритмы выдачи постов в ленте новостей ваших подписчиков, но не это главное.

20
Может ли сммщик гарантировать результат?
Н
апример, +1000 подписчиков и +100 заказов в месяц?

Аня Ларичева.  Я лично сразу отрекаюсь от таких гарантий. Вы хотите, чтобы сммщик просто в конце месяца набивал вам ботов на страницу? Зачем вам это?

Самое важное в отношениях между сммщиком и владельцем бизнеса — доверие. Нанимая сммщика-профессионала, вы должны понимать, он сделает все возможное, чтобы на страницу подписалось как можно больше «живых» людей.

Даша Андреева. Нет, не может. По крайней мере на старте точно. Он может только, исходя из своего опыта, предположить, что такие и такие действия принесут в месяц вот такой результат.

Через месяц-два сотрудничества, можно выводить показатели: в среднем  месяц приходит столько новых подписчиков, такой охват, такое количество кликов. Смотреть тенденцию роста — и ставить цели, основываясь на них.


Неплохой текст получился, правда? Хотя даже такой лонгрид раскрыл только часть тем. Потому если у вас остались вопросы, оставляйте комментарии, а я постараюсь максимально на них ответить или передать специалистам.

Другие статьи по SMM: