SMM на пике популярности. Многие владельцы бизнеса обратились к нему, как к спасательному кругу. Но кто-то же этот круг должен кинуть…

Сегодня речь пойдет об SMM-менеджере — сотруднике, который продвигает проекты в соцсетях. Что может и должен делать специалист и сколько за это ему платить? Эти вопросы мне задают каждый день, на каждой встрече и в каждом разговоре, причем представители обеих баррикад.

В этой статье свою точку зрения я подкрепила комментариями SMM-специалистов и представителей бизнеса. Прочитайте их, сложите и поделите на свое мнение – только тогда вы получите «примерно» объективную картину.

SMM зарплата

Что делает SMM-щик

Продвигает проект в социальных сетях. Очень широко, правда? Как продвигает? В каких сетях? Все это оговаривается на берегу и зависит как от опыта специалиста, так и от потребностей бизнеса. Вот, что сейчас наблюдаю я.

SMM-щик выполняет роль контент-менеджера: составляет контент-план, пишет посты, подбирает фото и видео, публикует посты. Он же комьюнити-менеджер: отвечает на вопросы пользователей, работает с негативом и оформляет заказы не выходя из соцсетей.

Часто именно SMM-менеджер настраивает контекстную рекламу в соцсетях. Хотя я встречала и тех, кто берется настраивать ее даже в Яндекс и Google.

Далее затрагиваем PR-сферу и начинаем привлекать лидеров мнений. Для этого нужно либо иметь свою базу, либо формировать ее с нуля. Найти подходящего трендсеттера, выйти с ним на связь, убедить сотрудничать — все это работа SMM-щика.

Конечно, партнерство с другими брендами. Здесь почти как с лидерами мнений, но со своими особенностями. Сотрудничество может быть и в онлайн,  и в оффлайн-формате, потому одними соцсетями обычно дело не ограничивается.

Не забываем о конкурсах, акциях, массфоловинге/масслайкинге. Редко, когда это делает кто-либо, кроме SMM-щика.

И то, что SMM-менеджеры часто НЕ делают, а зря – первичный анализ соцсетей, проработка стратегии и портрета целевой аудитории. Нужно держать руку на пульсе, чтобы улучшать показатели.

Читайте также: Эксперимент: как продвигать личный бренд в Instagram

Но это не все. Наши реалии таковы, что специалист в SMM делает уйму другой, непрофильной работы. Например: поиск и привлечение фотографов, дизайнеров; написание текстов для сайта и блога; анализ работы в Google Analytics; сотрудничество со СМИ и блогерами; организация мероприятий и так далее.

По правде говоря, представители бизнеса часто хотят дать максимум функций SMM-щику.

Мне кажется, одна из причин – незнание, что же этот специалист должен делать на самом деле (хотя, еще одна, конечно, отсутствие бюджетов). Но и сами SMM-щики хороши: часто вместо того, чтобы объяснить, на чем он собаку съел, берется выполнять задачи, в которых ничего не смыслит, лишь бы получить проект или увеличить гонорар.

Мое правило этом вопросе таково: делать то, что я умею, и четко говорить об этом руководителю. Всё. И не думать «Ладно, разок договорюсь с журналом, больше СМИ заниматься не буду». Будешь, еще как будешь. Если сразу не очертишь круг ответственности.

Если же вы SMM-щик и готовы выполнять дополнительные задачи – PR-щика, маркетолога, контекстолога – возьмите за это дополнительную плату. Не бойтесь. Потому что (не перестану повторять): каждая работа должна быть оплачена.

Ну а если вы представитель бизнеса, есть два решения. Первое – при нехватке средств действительно передайте некоторые обязанности SMM-щику, но убедитесь, что он понимает, что делает. Второе – если средств достаточно, найдите маркетолога, или pr-специалиста, или контекстолога – того, кто вам сейчас более всего нужен. Не экономьте, и вы получите лучший результат.

зарплата сммщика

Зарплата SMM-щика

Гонорар специалиста зависит от нескольких критериев: тип занятости (постоянная, проектная или удаленная работа), обязанности и опыт.

Что думаю я — Даша Андреева, SMM-специалист

Средняя зарплата SMM-специалиста в Украине сейчас 5-6 тысяч гривен. Это если SMM-щик работает удаленно, ведет проект в 2-3 соцсетях и не имеет дополнительных обязанностей. Кроме того, у этого человека уже есть некий опыт (хотя бы пара проектов за плечами).

Конечно, хотелось бы больше. И можно получать больше, если нарабатывать опыт и предлагать дополнительные услуги.

Для SMM-специалиста. Ты сам оцениваешь себя и свои услуги. Поскольку на рынке еще нет четко сформированного уровня оплаты, ты сам устанавливаешь ее. Но не нужно брать цифры с потолка – «Дай 100500».

Посмотри на свои возможности со стороны: Сколько проектов ты вел? Были ли они успешными? Какие функции ты выполнял? Что дополнительно ты можешь делать?

А еще – помоги работодателю разобраться, за что он тебе платит и как оценивать твою работу. Объясни, что не в лайках дело, а в продажах, и не в количестве постов – а в качестве. И будете тебе работа мечты.

Для владельца бизнеса. Да, неясно, как понять, что SMM-специалист называет адекватную цифру. Почему за 30 постов в месяц стоит 3 тысячи гривен, а не тысячу. Почему SMM-щик просит доплачивать за настройку платной рекламы в Facebook. Непонятно.

Вот, что я могу посоветовать: пообщайтесь с другими специалистами на рынке и сравните цены, а также поговорите с коллегами по бизнесу, возможно, они уже нашли своего SMM-гения и могут дать совет.

Конечно, вы должны «прицениваться» к своим возможностям. Если пока вы можете выделить всего 2-3 тысячи гривен, хорошо, не беда: найдите студента, который ищет подработку. Но, пожалуйста, не обманывайте себя, что вы наняли SMM-специалиста. Нет, вы наняли человека, который будет пытаться что-то делать, но результат он не гарантирует.

Читайте также: Как вести Instagram бренда

Попробуйте выделить средства на более опытного менеджера, который окупит ваши вложения. И если вы наняли профессионала – пожалуйста, доверяйте ему.

Ну и обязательно, когда берете человека на работу, посмотрите его предыдущие проекты, а еще лучше – напишите экс-руководителю и попросите рекомендацию. Неоднократно сталкивалась с тем, что SMM-щик присваивает себе достижения проекта, хотя мог в компании работать неделю.

Что думает Аня Ларичева, SMM-специалист.

В разных проектах я выполняла разные функции. Но если мы запускаем новый проект в социальных сетях, то я прописываю стратегию, создаю контент и руковожу рекламным бюджетом. В основном я все же выступаю в роли копирайтера, то есть я пишу все необходимые тексты (пресс-релизы, веду блог).

Я давно отказалась от таких показателей как подписчики и количество постов, это несерьезно.

У меня есть фиксированная цена на мои услуги. Клиент должен понимать, что социальные сети знакомят и продвигают бренд, а не являются основным источником продаж, хотя все индивидуально, конечно.

Какая зарплата у меня — не могу сказать конкретно, это неэтично. В зависимости от бренда и его потребностей. От 5 тысяч гривен до 10 тысяч при удаленной работе.  К сожалению, есть люди, которые делают эту же работу за меньшие деньги, тем самым дестабилизируя рынок и снижают стоимость такой работы.

Что думает Алена Евтищенко, SMM-специалист.

Вот ряд функций, которые я выполняю в проектах: разработка стратегии,  ведение страниц в соцсетях, разработка и реализация контент-плана, анализ и привлечение целевой аудитории, формирование имиджа бренда в социальных сетях,  управление репутацией, создание программ лояльности, мониторинг и анализ конкурентов, работа с блогерами и лидерами мнений, работа с комментариями, проведение конкурсов, настройка и управление таргетированной рекламой, стимулирование продаж.

На мой взгляд, достойная зарплата для SMM-специалиста, который ведет пару аккаунтов и работает удаленно – около 10 тысяч гривен.

У меня зарплата, как правило, фиксированная, а не процент от продаж или проделанной работы. В среднем — 5-6 тысяч гривен за проект.

Что думает Елена Шарлаимова, SMM-специалист.

В основном работодатели редко ищут «чистого» SMM-специалиста. Сюда добавляются обязанности PR, SEO-специалистов, маркетолога, а иногда и менеджера по работе с клиентами.  Поэтому о выполняемых функциях говорить сложно.

За мой небольшой опыт (полтора года), встречались работодатели, которые хотели SMM-щика, а по факту за небольшую зарплату нужно было выполнять работу двоих-троих человек с занятостью full-time.

В одном проекте важны были охваты, в другом — продажи. В первом была просто ставка, во втором — ставка + процент от продаж. Был проект, где платили 6 500 за full-time. Был проект, где мне предлагали быть штатным сотрудником full-time за 3 000 грн.

Мне кажется, рынок труда digital все еще покрытый мраком для украинских работодателей.

Все понимают, какой уровень зарплаты у продавцов-консультантов, врачей, программистов, в конце-концов. А когда дело касается профессии «SMM-специалист» — сразу куча вопросов: сколько платить? в каких пределах? как рассчитать зарплату? Нужно чаще освещать эту тему с конкретными цифрами.

Что думает Алена Деньга, digital-специалист
Комментарий опубликован в Facebook.

Хотелось бы глянуть всем этим интересным людям, которые ждут, что вы отсидите 5 лет в институте, потом где-то наберетесь опыта и навыков в сфере SMM, освоите основы маркетинга, копирайтинга, выучите английский до уровня выше среднего или продвинутого, научитесь запускать рекламные и PR-компании, анализировать и это все ради того, чтоб пойти работать на 150-200 долларов с 9 до 18, еще и тратя минимум 2 часа в день, чтоб доехать к вашему «дружественному коллективу и комфортабельному офису»?!

Нет, не сочтите снобизмом. Но камон, на дворе 2016 год!

Стоит отметить, что для удаленной работы с гибким графиком это еще вполне приемлемо, когда специалист на фрилансе может совмещать несколько проектов и не просиживать штаны в офисе в самом прямом смысле этого слова.

А что думает бизнес

Грустно признавать, но ни один владелец бизнеса не согласился ответить мне на вопросы публично. Потому, скрывая имена и бренды, публикую выдержку из разговоров с владельцами малого и среднего бизнеса, которые имеют в своем штате SMM-щика.

#1

Мы нашли специалиста на сайте Work.ua, просто разместили вакансию, указали, что ожидаем и уровень оплаты. Сразу установили нормальную зарплату – 4 тысячи гривен. Посмотрели по рынку, это неплохая цифра.

Читайте также: Лидеры мнений для продвижения бренда в Instagram

Обязанности включают ведение страниц компании в трех соцсетях – Facebook, Instagram, Вконтакте. У нас есть в штате фотограф, так что снимать не нужно. Наш контекстолог настраивает платную рекламу в соцсетях. Так что основное, что делает SMM-щик – написание текстов, коммуникация с подписчиками и привлечение лидеров мнений. Иногда помогает с блогерами и организацией мероприятий.

#2

Я нашел SMM-щика через тебя (спасибо). Сотрудничаем уже два месяца, результатами доволен. Мы — стартап, поэтому SMM-щик у нас – оркестр. Он делает практически все, заменяя также PR-щика. Но и зарплата достойная (цифру точно не назову, но больше 5 тысяч). Работает удаленно, и на сколько я знаю, ведет еще один проект.

В будущем планируем привлечь еще PR-щика и разгрузить SMM-щика. А еще чуть позже, может, заберем его «в штат». Оклад, да, увеличится. Его работу я оцениваю, в первую очередь, по продажам, которые совершают клиенты из соцсетей. Но зарплата – ставка.

#3

У нас работает студентка, 3 курс, факультет рекламы. Ставка небольшая — 2000 грн, но каждый месяц «накидываем» 500-1000 грн за переработку. Для нее такая работа — это хорошая практика и бонус к стипендии, а для нас возможность раскачать страницы в соцсетях. Пока не вижу смысла переплачивать и нанимать специалиста за 5-7 тысяч.


Краткий вывод для тех, кто так и не нашел ответ на вопрос. 

SMM-щики сходятся во мнении, что на рынке нет четкого понимания, сколько нужно платить специалисту. Говорят, что в среднем 5-7 тысяч гривен за удаленную работу.

Представители бизнеса не до конца понимают, как оценивать работу SMM-щика и зачем переплачивать, потому предлагают зарплату 3-5 тысяч гривен.

Так сколько же платить?! Адекватно оценивайте работу, анализируйте свои возможности и потребности — и устанавливайте достойную зарплату.

Если вас интересует SMM, читайте также: Эксперимент: как продвигать личный бренд в InstagramКак работать с блогерамиДолайкались: как лидеры мнений добились популярности в Instagram.